Ответы на вопросы

12.03.2024
В случае смерти безработного гражданина, какой день будет являться последним оплачиваемым днем безработицы? В случае смены места жительства гражданина (выписки), какой день будет являться последним оплачиваемым днем безработицы?

При исполнении ст. 25 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) датой снятия безработного с учета будет являться день, следующий за днем, в котором возникли основания для снятия с учета, указанные в ст. 25 Закона о занятости. 

Также согласно п. 8 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. № 116н, последующие начисления пособия по безработице (при отсутствии со стороны гражданина нарушений законодательства о занятости населения)
осуществляются за фактическое количество дней безработицы, включая день последней перерегистрации гражданина в качестве безработного.

Таким образом, в случае смерти безработного гражданина датой снятия безработного с учета будет являться день, следующий за днем смерти гражданина, соответственно, последним оплачиваемым днем безработицы должен быть день смерти. В случае смены места жительства безработным гражданином датой
его снятия с учета будет являться день, следующий за днем снятия такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Таким образом, последний оплачиваемый день безработицы в данном случае - день снятия с регистрационного учета по месту жительства.

#Централизованные_разъяснения
12.03.2024
В соответствии с ч. 4 ст. 53 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» о принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, обязан проинформировать государственную службу занятости. Обязаны ли органы государственной власти субъектов Российской Федерации размещать вышеуказанную информацию?
Ответы на часто задаваемые в ServiceDesk вопросы, касающиеся представления работодателями информации в центры занятости населения в связи с принятием Федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»

Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) в целях реализации государственной политики в сфере занятости населения работодатели информируют государственную службу занятости о принятии (об изменении, отмене) решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о занятости работодатели обязаны информировать государственную службу занятости посредством размещения информации, предусмотренной ч. 1 ст. 53 Закона о занятости, на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» или на иных информационных ресурсах, на которых может размещаться такая информация в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации. С учетом указанной формулировки в настоящее время не предусматриваются исключения для органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части соблюдения требований ст. 53 Закона о занятости

#Централизованные_разъяснения
12.03.2024
Согласно п.1, 2, 3 ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», работодатели информируют государственную службу занятости о принятии (изменении, отмене) решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, о введении (изменении, отмене) режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, о простое. Нужно ли считать изменением решения о ликвидации, сокращении численности или штата работников их досрочное увольнение либо перевод на предложенные должности, и изменением режима неполного рабочего дня (недели) или простоя увольнение работников и подавать соответствующую информацию в службу занятости в течение 3-х рабочих дней?
Ответы на часто задаваемые в ServiceDesk вопросы, касающиеся представления работодателями информации в центры занятости населения в связи с принятием Федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»

Указанные события расторжения трудовых договоров с работниками, их перевод на другую постоянную работу сами по себе не отменяют (изменяют) принятые решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров о введении (об изменении, отмене) режима неполного рабочего
дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, о простое. 

Таким образом, основания для информирования государственной службы занятости в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», возникают именно при принятии работодателем соответствующего отдельного решения об изменении (отмене) ранее принятого решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, решения о сокращении
численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, отмене (изменении) режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, о простое.

#Централизованные_разъяснения
12.03.2024
Является ли гражданин в день закрытия самозанятости занятым?

Согласно п. 13 статьи 5 Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» датой снятия физического лица с учета в качестве налогоплательщика является дата направления в налоговый орган заявления о снятии с учета.
Таким образом, с даты направления в налоговый орган заявления о снятии с учета в качестве налогоплательщика профессионального дохода, и при отсутствии иных оснований (предусмотренных ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации») гражданин не относится к категории занятых.

#Централизованные_разъяснения
12.03.2024
Согласно ч. 6 ст. 53 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель обязан информировать государственную службу занятости в течение 5 рабочих дней о наличии свободных рабочих мест и об изменении указанной информации. Необходимо ли работодателю обновлять имеющиеся на ЕЦП «Работа в России» вакансии в течение месяца, как это требовалось ранее (для того, чтобы актуальные вакансии не переходили в статус «Не видна никому»)?
Ответы на часто задаваемые в ServiceDesk вопросы, касающиеся представления работодателями информации в центры занятости населения в связи с принятием Федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»

Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) в целях реализации государственной политики в сфере занятости населения работодатели информируют государственную службу занятости о свободных рабочих местах и вакантных должностях, в том числе о потребности в их замещении.

Требованиями ч. 10 ст. 53 установлено, что работодатели обеспечивают полноту, достоверность и актуальность информации, предусмотренной ч. 1 ст. 53.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о занятости работодатели обязаны информировать государственную службу занятости посредством размещения информации,
предусмотренной ч. 1 ст. 53 Закона о занятости, на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» (далее – единая цифровая платформа) или на иных информационных ресурсах, на которых может размещаться такая информация в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, работодателям установлена обязанность по обеспечению актуальности информации о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, размещенной на единой цифровой платформе или на иных информационных ресурсах, на которых может размещаться такая информация в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.

#Централизованные_разъяснения
12.03.2024
В соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» впервые ищущим работу и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пособие по безработице назначается на срок шесть месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере максимальной величины пособия по безработице, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 47. Распространяется ли данная норма на граждан указанной категории, признанных безработными до 01 января 2024 года, и которым пособие по безработице было назначено согласно статье 34.1 Закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (необходимость внесения изменений в приказ, осуществления перерасчета и т.д.)?

В вопросе применения положений нового Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (вступающего в силу с 1 января 2024 г.) следует руководствоваться подходом, указанным в письме Минтруда России от 09 января 2024 г. № 16-3/10/В-7, в соответствии с которыми граждане, признанные безработными в 2023 году, получают пособие по безработице по нормам Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-I до окончания установленного им периода выплаты пособия по безработице. 

Таким образом, в отношении граждан рассматриваемой категории, которым пособие было назначено в 2023 году, отсутствуют основания для его перерасчета в связи с вступлением в силу нового Закона о занятости.

#Централизованные_разъяснения
12.03.2024
У работодателя в течение года меняется среднесписочная численность работников в сторону увеличения, пересчитывается ли квота для инвалидов? Как правильно заполнять отчетность?

Информация о наличии созданных или выделенных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (далее – отчет) представляется работодателями в порядке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2021 года № 2576 «О порядке предоставления сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Порядок, утвержденный ПП РФ № 2576), и в соответствии с правилами выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2022 г. № 366 «Об утверждении Правил выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место» (далее – Правила, утвержденные ПП РФ № 366).

Согласно Порядку, утвержденному ПП РФ №2576, информация представляется работодателями ежемесячно на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России».

В соответствии с пунктом 2 Правил, утвержденных ПП РФ № 366, в целях корректного расчета квоты для приема на работу инвалидов следует рассчитывать размер квоты ежегодно, до 1 февраля, исходя из среднесписочной численности работников, за исключением работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам проведения специальной оценки условий труда (далее – среднесписочная численность работников) за IV квартал предыдущего года.

При расчете квоты для приема на работу инвалидов округление дробного числа производится в сторону уменьшения до целого значения, в случае если размер рассчитанной квоты менее единицы, значение квоты принимается равным единице.

При этом, согласно пункту 4 Правил, утвержденных ПП РФ № 366, квота для приема на работу инвалидов подлежит перерасчету в случае уменьшения среднесписочной численности работников за прошедший месяц.

Перерасчет квоты осуществляется работодателем с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошло изменение среднесписочной численности работников в меньшую сторону.

Перерасчет квоты для приема на работу инвалидов в случае увеличения среднесписочной численности работников в ежемесячном отчете Правилами, утвержденными ПП РФ №366, не предусмотрен.

При этом, в случае увеличения среднесписочной численности работников, за исключением работников, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам проведения специальной оценки условий труда, в IV квартале текущего года, данные сведения необходимо учитывать при расчете размера квоты на следующий год.

#Централизованные_разъяснения
12.03.2024
В случае подачи отчета о сокращении граждан, работающих удаленно в организации, не имеющей в нашем регионе выделенного филиала или подразделения, какой адрес фактического нахождения рабочего места необходимо указывать? Адрес проживания/регистрации гражданина, работающего удаленно, или адрес фактического расположения работодателя (он расположен и зарегистрирован совсем в другом регионе)?

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» при принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров, работодатель обязан сообщить органам службы занятости данные сведения в письменной форме, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 января 2022 г. № 24 «О проведении оперативного мониторинга в целях обеспечения занятости населения» (далее – Приказ Минтруда № 24).

Приложением № 10 к Приказу Минтруда № 24 установлены рекомендации по заполнению формы Приложения № 1 «Отчет о принятии решения о ликвидации организаций либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников, организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров», согласно которым в отчетной форме указываются: в строке 13.1 - субъект Российской Федерации, на территории которого находится место фактического осуществления трудовой деятельности работниками; в строке 13.2 - наименование населенного пункта, в котором находится место фактического осуществления трудовой деятельности работниками, в соответствии со сведениями, содержащимися в Государственном адресном реестре; в строке 13.3 - орган службы занятости населения субъекта, по месту фактического осуществления трудовой деятельности работниками.

Под «местом фактического осуществления трудовой деятельности работниками» понимается фактическое место выполнения трудовых функций работниками, в том числе при выполнении трудовой функции дистанционно.

#Централизованные_разъяснения
12.03.2024
В Федеральный закон от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» добавлено новое основание для отказа в признании гражданина безработным: - отказавшийся в течение десяти дней со дня регистрации в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы от предложений трудоустройства по двум вариантам подходящей работы по результатам переговоров с работодателями. И причина снятия с учета в качестве безработного: - отказ гражданина от предложений трудоустройства по двум вариантам подходящей работы в течение периода безработицы по результатам переговоров с работодателями. При этом причина "отказавшийся в течение десяти дней со дня его регистрации в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, ..." также осталась. Чем отличаются эти причины, по каким признакам на ЕЦП их разделять и, соответственно, при каких условиях их применять при принятии соответствующего решения?

Статьей 24 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) установлены основания отказа для признания безработным (в отношении гражданина, зарегистрированного как ищущий работу), в том числе:
- если гражданин отказался в течение 10 десяти дней со дня его регистрации в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы (п. 10 ч. 1);
- если гражданин отказался в течение 10 дней со дня регистрации в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы от предложений трудоустройства по двум вариантам подходящей работы по результатам переговоров с работодателями (п.13 ч. 1).

Статьей 25 Закона о занятости предусмотрены основания для снятия с учета, применяемые в отношении граждан, признанных безработными, в том числе:
- отказ гражданина от двух вариантов подходящей работы (п.8 ч.1);
- отказ гражданина от предложений трудоустройства по двум вариантам подходящей работы в течение периода безработицы по результатам переговоров с работодателями (п. 11 ч.1).

Основание «отказавшийся в течение 10 дней со дня регистрации в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы от предложений трудоустройства по двум вариантам подходящей работы по результатам переговоров с работодателями" (п.13. ч. 1 ст. 24) применяется в отношении гражданина, который еще не признан безработным, получил по итогам переговоров с работодателями (проведенными в течение 10 дней со дня регистрации как ищущего) предложение от работодателя о трудоустройстве, но отказался от такого трудоустройства. В свою очередь, основание, предусмотренное п. 10 ч. 1 ст. 24 Закона о занятости, применяется в случае, когда гражданину, который еще не признан безработным, центром занятости населения (в течение 10 дней со дня регистрации) были предложены 2 подходящие вакансии, но он от них отказался (т.е. в этой ситуации проведение переговоров не назначалось).

Также в соответствии со ст. 25 Закона о занятости в отношении оснований снятия с регистрационного учета применяются аналогичные правила. 

#Централизованные_разъяснения
12.03.2024
С 01 января 2024 г. согласно ст. 53 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатель с любой среднесписочной численностью обязан размещать информацию только на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» и не предоставлять в ЦЗН? Каким образом должны подавать сведения в ЦЗН предприятия закрытого типа (воинские части, УФСИН)?

Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) работодатели обязаны информировать государственную службу занятости посредством размещения информации, предусмотренной частью 1 ст. 53 Закона о занятости, на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России» или на иных информационных ресурсах, на которых может размещаться такая информация в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.

С учетом указанной формулировки в настоящее время не предусматриваются исключения в части необходимости соблюдения требований ст. 53 Закона о занятости по основаниям, связанным с показателем среднесписочной численности работодателя.

В отношении предприятий закрытого типа (воинских частей, УФСИН), определение порядка подачи сведений такими работодателями в
центр занятости населения должен учитывать особый статус указанных организаций, перечень информации, которую они вправе предоставлять с учетом запретов, установленных, в том числе, положениями Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне», и определяемых отраслевой, ведомственной или программноцелевой принадлежностью конкретных предприятий

#Централизованные_разъяснения
12.03.2024
Гражданин вставал на регистрационный учет с целью поиска работы, претендующий на статус безработного. Особая категория "предпенсионер" отсутствовала. Спустя некоторый интервал времени ему был присвоен статус "предпенсионер ". Необходимо ли менять размер и сроки выплаты пособия по безработицы, как гражданину предпенсионного возраста?
Ответы на часто задаваемые в ServiceDesk вопросы, касающиеся вопросов отчетности работодателей и регистрационного учета граждан

Согласно п. 14 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденному приказом Минтруда России от 22 февраля 2019 г. № 116н (далее – Правила), при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издается приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице.

В соответствии с пп. 1 п. 16 Правил отнесение граждан к категории предпенсионного возраста в соответствии с пунктами 10 и 12 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» органы службы занятости осуществляют на основании сведений территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации органами службы занятости в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, в случае если спустя некоторый интервал времени гражданину был присвоен статус «предпенсионер» и срок выплаты пособия по безработице не закончился, имеются основания для изменения размера и срока выплаты пособия по безработицы, как гражданину предпенсионного возраста

#Централизованные_разъяснения
12.03.2024
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2023 г. № 669 внесены изменения в Положение о реализации мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования отдельных категорий граждан на период до 2024 года, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2021 г. N 800: в перечень категорий граждан, принадлежность к которым является условием для участия в мероприятиях по обучению - добавлена категория граждан «члены семей погибших (умерших) при выполнении задач в ходе СВО (боевых действий), умерших после увольнения с военной службы при выполнении задач в ходе СВО (боевых действий)». Какими документами подтверждается родство членов семей погибших(умерших) при выполнении задач в ходе СВО (боевых действий), умерших после увольнения с военной службы при выполнении задач в ходе СВО (боевых действий)?
Ответы на часто задаваемые в ServiceDesk вопросы, касающиеся представления работодателями информации в центры занятости населения в связи с принятием Федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации»

Подтверждение родства в общем случае происходит при наличии свидетельства о браке для супругов и свидетельства о рождении для детей и паспорта обратившегося.

В случае отсутствия указанных документов у гражданина, который обращается в центр занятости, гражданину следует рекомендовать обратиться в органы записи актов гражданского состояния (далее – ЗАГС) за подтверждением необходимых сведений. 

В соответствии с требованиями ст. 66 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» командир воинской части в случае, если смерть наступила в период прохождения лицом военной службы или участия в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области или в ходе вооруженной провокации на Государственной границе Российской Федерации и приграничных территориях субъектов Российской Федерации, прилегающих к районам проведения специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, в том числе в качестве лица, проходившего военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, лица, находившегося на военной службе (службе) в войсках национальной гвардии Российской Федерации, в воинских формированиях и органах, указанных в п. 6 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне», лица, заключившего контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, обязан заявить о смерти устно или в письменной форме в орган ЗАГС.

Таким образом, в части подтверждения родства с погибшими (умершими) при выполнении задач в ходе СВО (боевых действий), умершими после увольнения с военной службы при выполнении задач в ходе СВО (боевых действий) информация может быть запрошена в органах ЗАГС.

В случае отсутствия вышеуказанных сведений в органах ЗАГС, представляется, гражданином может быть предоставлена справка по форме № 5 к Правилам оформления и выдачи справок и других служебных документов военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, лицам гражданского персонала вооруженных сил российской федерации и членам их семей (см. приказ Министра обороны Российской Федерации от 4 апреля 2017 года № 170 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации»). Указанная справка выдается для подтверждения прохождения военной службы в воинской части, и таким образом подтверждает призыв гражданина на СВО и выполнение боевых задач. 

Факт смерти подтверждается одним из документов, указанных в п. 29 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, граждан, уволенных с военной службы, ветеранов военной службы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, оплаты услуг по погребению, а также изготовления и установки намогильных сооружений (надгробий), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 апреля 2023 г. № 210.

В этом случае, представляется, сотрудникам центра занятости следует рекомендовать членам семьи военнослужащего обратиться в военный комиссариат по месту жительства за получением указанных документов

#Централизованные_разъяснения