Карьерный консультант как важнейший элемент современного кадрового центра «Работа России»

В 2019 году Чувашия вошла в состав первопроходцев модернизации центров занятости страны. А в 2023 году в составе 17 пилотных регионов проходит комплексная модернизация всех центров занятости Чувашской Республики.

Произошло это благодаря национальному проекту «Демография» и позволило расширить линейку услуг для самых уязвимых на рынке труда категорий граждан, сделать центры занятости максимально удобными и комфортными для людей.

Если раньше в центры занятости чаще шли лишь за тем, чтобы оформить статус безработного, то теперь подход к клиенту кардинально изменился. Точкой отсчёта новой жизни для всех, кто хочет работать, стало открытие в 2019 году первого в республике кадрового центра «Работа России» в городе Канаше. Затем заработали кадровые центры «Работа России» в Алатыре и Шумерле. Нарядные современные офисы, оформленные в фирменном стиле, сегодня стирают укоренившиеся стереотипы – тесные комнатёнки с уставшими сотрудниками, исповедующими принцип: «берите что дают».

В прошлом остались тягост­ные воспоминания о поисках работы, толчея в очередях биржи труда, стрессы от ожидания звонка работодателя «возьмут – не возьмут», неопре­делённость и страх остаться за бортом.

Из прошлого в новую жизнь перешли только треугольники как символ взаимодействия центра занятости с соискателями и работодателями. Только на зеленым пришли равносторонние синие, голубые и рыжие треугольники со скругленными углами. Взаимодействие трех сторон становится более эффективным и выгодным благодаря клиентоцентричности и клиенториентированному подходу кадрового центра к соискателям и работодателям..

При модернизированных центрах занятости республики, которые теперь правильно называть кадровыми центрами «Работа России», созданы и развиваются службы карьерных и кадровых консультантов. 

Карьерные консультанты работают с соискателями и помогают им понять, что и почему не складывается с работой, какие навыки нужны для эффективного трудоустройства, как эффективно выстроить свою карьеру. Подбирая людям работу, они взаимодействуют с кадровыми консультантами, которые помогают кадровикам предприятий в поиске персонала.

Таким образом, главным и самым ответственным звеном кадровых центров «Работа России» становятся карьерные консультанты, которые изо дня в день ведут прием граждан, ищущих работу, вникают в их жизненные ситуации и вместе с ними ищут выход.

Во всех модернизированных центрах занятости республики (а их у нас пока три) уже работают службы карьерных консультантов. Опытные сотрудники, которые прошли переобучение и хорошо понимают специфику работы с людьми, знают законодательство, стрессоустойчивы и психологически грамотны.

Итак, кто такой карьерный консультант кадрового центра «Работа России»
и какие задачи он решает?

По сути это главный элемент системы, созданной для взаимодействия простых граждан, ищущих работу, с различными ведомствами и государственными структурами для вывода человека из бедности или сложной жизненной ситуации, связанной с трудоустройством.

Карьерный консультант должен сопровождать человека с момента обращения с заявлением на поиск работы до момента трудоустройства. Он не просто подбирает и выдает ему направления на работу, а разрабатывает для него индивидуальную программу поиска работы, то есть, анализирует, изучает возможности и собирает из всех действующих сервисов кадрового центра комплекс персональных услуг для каждого соискателя.

Если человек долгое время по разным причинам не может устроиться на работу, прежде, чем переводить его в категорию испытывающих трудности в поиске работы, карьерный консультант помимо направлений на более или менее подходящую работу, предложит ему услуги социальной адаптации, профориентационное тестирование и психологические тренинги. Затем, если проблема сохранится, по итогам профориентационных тестов предложит пересмотреть ситуацию с выбором профессии и предложит переобучиться.

Обучение возможно как на базе курсов партнеров кадрового центра, так и в рамках национальной программы «Демография», где ряду категорий граждан доступно бесплатное переобучение и повышение квалификации на базе РАНХиГС, Томского госуданрственного университета и Ворлдскиллс.

В отличие от прошлых лет сегодня нельзя просто получить дополнительное образование. Обязательное условие получения дополнительного образования за счет государства – это последующее трудоустройство.

С этой целью карьерный консультант подробно информирует соискателей обо всех правилах участия в действующих государственных программах поддержки ищущих работу граждан.

Важно и то, что, в отличие от прошлых лет, когда взаимодействие специалиста ЦЗН с работодателями сводилось в основном к заключению договоров о сотрудничестве в плане создания рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, сегодня наши кадровые центры тесно сотрудничают с кадровыми службами предприятий республики, информируя их о мерах государственной помощи при трудоустройстве безработных, о возможностях портала «Работа России» в поиске сотрудников. И работодатели сегодня в корне изменили свое отношение к службе занятости. Мы реально нужны им и помогаем в решении их кадровых задач.

Карьерный консультант сегодня легко на ЕЦП «Работа России» находит нужные своему клиенту вакансии, знает, кто из работодателей на каких условиях предлагает работу.

Поэтому он посоветует того работодателя, у которого можно будет пройти стажировку, кто посодействует в устройстве ребенка в детский сад и многое другое.

К примеру, у нас в практике немало историй, когда сопровождение карьерного консультанта на собеседование к работодателю безработного инвалида помогло последнему получить работу.

Итак, на смену инспекторам службы занятости пришли карьерные консультанты, которые вместе с ищущим работу человеком проходят весь путь от создания продуктивного резюме до помощи в защите бизнес-плана для старта своего дела. И число сервисов для граждан будет расти.

Несколько слов о бережливом производстве
и как это связано с карьерными консультантами

Работа карьерных консультантов с гражданами непроста – каждый день они сталкиваются с людьми, находящимися в стрессе и зачастую отчаявшимися. Это невидимый, но самый сложный, ответственный и многогранный участок службы занятости. И именно поэтому необходимо по достоинству оценивать труд тех, кто помогает людям, независимо от времени года, пандемии или санкций, тех, кто остается в отрасли надолго, невзирая на обстоятельства, тех, чье неравнодушие меняет судьбы людей к лучшему.

Оптимизация процессов поиска работы для соискателя планируется за счет создания единого управляющего центра занятости, пересмотр обязанностей специалистов в сторону совмещения ряда функций и внедрение дополнительных сервисов и услуг с учетом принципов «бережливого производства». Использование в работе «бережливых технологий» позволит сократить издержки, сроки поиска работы и подбора сотрудников, повысит уровень удовлетворенности граждан качеством услуг кадровых центров «Работа России» Чувашии.

Какие ключевые изменения произошли в службе занятости Чувашии?

Мы запустили три новых кадровых цента «Работа России», проанализировали и провели кадровые изменения, а это почти 300 сотрудников основного персонала. Часть коллектива мы отправили на переобучение, чтобы они узнали и поделились с коллегами, как человека просканировать, проанализировать его возможности и понять, что человек хочет.

Второе – выстраивание карьерного сценария развития.

Третье направление – обучение безработного, если оно необходимо.

Четвёртое – сопровождение человека до момента его трудоустройства.

Сегодня мы уже работаем как конкурентоспособные кадровые агентства.